«Трудных», «особых» и «элитных» детей Зеленограда объединяют в «колхоз»
Московская система образования готовится работать по федеральному законодательству, без поблажек «лужковских» времен. Первыми почувствовали новый курс на своей шкуре учителя, ученики и родители специфических школ – с коррекционным или медицинским уклонами. Их будут, как это уже несколько лет делается по всей России, укрупнять и «оптимизировать»; родители, опираясь на опыт других регионов, тревожатся, что при этом потеряется так необходимая их детям специфика образования, уйдут уникальные педагоги и т.д.
Первыми забеспокоились зеленоградцы: на городском форуме, а затем и в блогосфере появились тревожные записи, исходящие, вероятно, от сотрудников некоторых школ. В начале декабря с педагогами этого московского округа провели разъяснительную работу, в процессе которой учителя осознали масштаб происходящего.
«Учеников двух школ - 1710 (коррекционные классы для очень трудных детей) и 8-й школы закрытого типа (дети с противоправным поведением) распускают, т.к. правительство не хочет финансировать классы численностью меньше 25 человек, - отмечает один из педагогов на форуме. Как эти дети приживутся в обычных классах массовых школ, если приживутся - никого не волнует. Там учатся дети, многие из которых не нужны собственным родителям, за них боролись только педагоги. Им очень тяжело в обычной школе, учебная мотивация практически отсутствует. Педагоги, работающие в этой школе - настоящие профессионалы, преданные своему делу и любящие детей.Они занимаются трудотерапией, пытаются обучать детей ремеслам и пр...Кому теперь эти дети будут нужны в массовой школе?
Коррекционные классы ликвидируются так же, как и Школы здоровья - как класс, как понятие. Невыгодно финансировать классы с маленькой наполняемостью. Т.е. получается, что дети, к которым нужен особый подход, которым нужна дополнительная мотивация, повышенное внимание, у которых трудности с учебой будут учиться вместе с детьми из школы здоровья и школы 1353 - т.е. перед учителями ставится неимоверно тяжелая задача по обучению сформированных таким образом классов.
Также никакого вспомогательного сопровождения для детей не будет (ЛФК, маленькие классы - меньше расстояние до доски, бесплатный массаж и пр. - все это упраздняется).
Учащиеся школы 1704 (для детей с нушением зрения), которым предложено перейти в здание школы 609 (т.е. фактически присоединиться к ней) также будут лишены всех возможностей школы здоровья (в частности - профилактического лечения с использованием аппаратуры).
Поступила информация, что школа №1923 в МЖК также лишается статуса "школы здоровья" (не будет ЛФК, массажа,бесплатного питания).
Директору школы 1703 Халева предложила подписать письмо, которое УО планирует послать в ДО Москвы. Суть: коллектив школы во главе с директором добровольно просит УО закрыть их школу и присоединить часть классов к 1353, создав тем самым новый Центр образования. (Т.е. добровольно просим выгнать на улицу узких специалистов, воспитателей, классных руководителей выпускаемых классов, мед.работников)...
Подобные предложения были сделаны всем директорам школ, и все его подписали. Известны случаи, когда директора отказывались подписывать этот документ, но были вынуждены это сделать - вероятно, под психологическим давлением».
В качестве одной из причин такого слияния и уплотнения зеленоградцы называют желание властей освободить помещения под детские сады. При этом инициативная группа считает, что в городе-спутнике достаточно помещений под детские сады, используемых куда менее по назначению, чем школы. Во вторник, 7 декабря зеленоградцы получили официальный ответ из Департамента имущества г.Москвы, в котором сообщается: «нежилые помещения, находящиеся в отдельно стоящих зданиях по адресам: корп. 205 А, 411 А, 421 А, 430А, 1611, а также нежилые помещения, расположенные на первых этажах жилых корпусов 337, 330, 331, 126, 127, 128 относятся к собственности города Москвы».
Таким образом, как отмечают родители, для решения проблемы с помещениями нужна только «политическая воля», а уплотнять специфические школы не обязательно.
Напомним, что летом 2010 года был принят федеральный закон ФЗ-83 о реформе финансирования бюджетных учреждений, затрагивающий и вопросы финансирования средних школ. В частности, именно этот закон вводит финансирование школ в зависимости от госзаказа, который формируется по числу участников: многие эксперты уже говорят о грозных последствиях нового закона для всех малокомплектных школ, а таких школ при невысокой плотности населения во многих регионах – достаточно. Многие полагают, что ради выживания многим государственным школам придется вводить частичную плату за обучение.
По просьбе «СП» ситуацию прокомментировал Александр Петраков, заместитель начальника Управления образования Зеленоградского округа г. Москвы, который считает, что родители и учителя сгущают краски и искажают положение дел:
«СП»: - Расскажите о ситуации со слиянием начальных школ 1702, 1703 и 1704!
- Слияния начальных школ не предполагается. Речь идет о том, что сегодня те начальные школы, которые существуют, имеют в общей сложности 200 человек учащихся. А по нормативам душевого финансирования, которые предполагается ввести во всех регионах страны – на это есть, в том числе, и решение президента – степень выживаемости этих школ очень невысокая. И мы сегодня должны об этом задумываться. С родителями в том числе, с педагогическими коллективами. Обговорить ситуацию: каким они видят дальнейшее существование своей школы.
«СП»: - А нормативы финансирования определяются федеральным Минобром, правильно?
- Нет, не только федеральным. Если вы внимательно отслеживаете вопрос, есть право у регионов – устанавливать данные нормативы. В Москве, на сегодняшний день, вы знаете из последних выступлений, в том числе и нашего мэра, что он с удивлением узнал, что в Москве финансирование общеобразовательных школ и лицеев с гимназиями различается, и значительно. Дети учатся одинаково, сдают одинаковые экзамены… Доступность, права других категорий детей и родителей нарушены. Поэтому сейчас этот вопрос и прорабатывается.
Но если переходить на все сегодняшние требования федерального законодательства, то могут возникнуть проблемы. В первую очередь здесь будут важны действия самих родителей, которые должны определиться, как они предполагают, что школа выживет. Чтобы то количество педагогов, которые их обучают, количество программ, которое у них сегодня есть – могли существовать в рамках того подушевого нормативного финансирования, которое у каждой школы есть.
«СП»: - То есть предполагается, что родители будут участвовать в выживании школ?
- А для чего мы тогда проводим родительские собрания? Мы сейчас говорим о плане мероприятий, о том, как мы будем существовать с нового учебного года в новых условиях. И начали мы, естественно, со встречи с руководителями тех школ, где есть определенные проблемы, и с их педагогическими коллективами. И то, что педагогические коллективы (ряд педагогов) всё-таки, на мой взгляд, поступили неправильно – не дождавшись встречи с родителями, начали высказывать свою точку зрения, доводя только то, что им удобно. Отсюда и та пресса, и буря в интернете, в том числе на нашем форуме, на форуме департамента образования.
«СП»: - Одна из основных претензий протестующих – то, что ликвидируется медицинская и коррекционная специфика школ…
- Если коллективы школ в полном составе перейдут, если у родителей нет желания перевестись в другую школу, то все педагогические коллективы будут перенесены на территорию той школы, где, мы предполагаем, есть возможность с минимальными потерями и социальными рисками разместить педагогические коллективы, их наработки и, соответственно, все те проблемы, которые возникают, тем или иным образом решить.
Самая острая проблема, наверное – это предоставление работы руководителям. Потому что в данном случае мы сокращаем не количество школ и педколлективов, а количество юридических лиц. Когда сильная школа принимает к себе коллектив маленькой школы под руководством одного руководителя и продолжает реализовывать общие цели и задачи, сохраняя всё положительное, что накоплено в этих школах. В том числе, если говорить о школе 1704, и медицинский блок.
Но это должно быть желание родителей, подчеркну.
«СП»: - Желание участвовать материально, прямо скажем?
- Родители наши – очень разумные люди. И правильно расценят ту ситуацию, в которой всем школам Москвы придется жить в новых условиях федеральных законов, которые Москва должна принять по поручению президента. Наши родители – неглупые люди, но надо правильно давать им информацию. И не перевирать, не придумывать того, что не говорили. Дать возможность принять свое решение.
«СП»: - Какова же цена вопроса, если ее можно назвать?
- Судя по тем договорам, контрактам, коммунальным услугам – мы все следим внимательно – повторяется одна и та же цифра. Если детей в пределах двухсот – трехсот в Москве, таким школам выжить практически невозможно. И зарплата у учителей будет значительно ниже, она будет минимальна, и услуги, которые они предоставляют, тоже будут ограничены. Сегодня мы идем к тому, что распределять средства будет не начальник округа, не департамент образования, как думают родители. А всё будет прозрачно: деньги дадут руководителю, и он сам будет решать, куда их потратить. В том числе и на зарплату учителей.
«СП»: - Существует ли алгоритм легального участия родителей в финансировании государственных школ?
- Существует и давно, в принципе, разработан. Просто не все руководители хотят это делать. Кто-то не готов сегодня работать в новых условиях. Например, руководители наши уважаемые – достаточно пожилые, они к нововведениям не всегда готовы. Кому-то на сегодняшний день просто «кругозор не позволяет». Такой разговор с руководителями у нас был, каждый из них сейчас думает о том, готовы ли они работать в новых условиях. Если нет – надо сказать об этом честно, чтобы 1 сентября, когда дети придут в школы, не оказались бы через 2 месяца в ситуации, что школе не хватает денег на коммунальные услуги. Кто будет виноват? Не на кого будет пенять – виноват будет руководитель.
Сегодня идет проработка вопроса – как мы будем жить и существовать в новых условиях.
«СП»: - Но ведь среди родителей «особых» детей могут быть бедные люди, которым неоткуда будет взять денег на «медицинский пакет»…
- Всё, что положено ребенку от государства, полностью остается.
«СП»: - Но вы же сказали, что возможность сохранения специфики школ зависит от желания родителей?
- Нет, я так не говорил. Я сказал, что медицинские блоки мы готовы перенести. Но если родители не захотят переходить в общеобразовательную школу всем коллективам – мол, через дорогу ходить неудобно… Вообще, у нас в Зеленограде всё достаточно компактно, для многих лишние две автобусные остановки – проблема. Люди хотят, чтобы всё было в шаговой доступности, под окнами их дома. Мы с таким сталкиваемся, индивидуально решаем проблемы. Возникнет такая проблема со школой 1704 – будем решать в индивидуальном порядке, с каждым родителем. И то, что он захочет – постараемся сделать.
Мы понимаем, что определенный ритм, в котором существуют дети сегодня – мы нарушаем. Но еще большим вредом может оказаться, когда в октябре-ноябре у них не хватит денег. И реализовывать далеко идущие планы им не получится – мы ведь говорим о дополнительном финансировании, о грантах, целевых вариантах, это тоже возможно…
«СП»: - То есть заниматься поиском и привлечением средств?
- Все будут искать. Сегодня деньги идут вслед за учеником. И в выигрыше окажутся те школы, которые смогут предложить ученику и его родителям всё, чтобы ребенок получил хорошее образование. Наверное, это правильно. Нельзя сидеть на лаврах, сегодня нужно работать.
Как сообщается на сайте Зеленоградского управления образования, 13, 14 и 15 декабря в 17.00 состоятся родительские собрания с участием главы управления Анны Халевой, на которых и будут обсуждаться перспективы средних школ Зеленограда. Редакция «СП»
Пока же родители Зеленограда подписывают открытое обращение к властям:
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву
Копии:
Руководителю Департамента образования г.Москвы И.И.Калине
Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка П.А.Астахову
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
К вам обращаются родители учащихся зеленоградских «Школ здоровья». Защитите наших детей от произвола чиновников Зеленоградского управления образования!
В Зеленограде с 01.09.2011, а фактически сразу после окончания текущего учебного года в мае месяце, ликвидируются «Школы здоровья». Официально все выглядит очень цивилизованно: проводится реорганизация трех начальных школ - №1702, №1703 и №1704 и двух спецшкол — №1710 и №8. По разъяснению начальника Зеленоградского УО А. Халевой, это связано «с необходимостью повышения эффективности расходов на содержание образовательных учреждений, предстоящим переходом на новую систему оплаты труда, а также острой необходимостью ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения. Из этих 5 учреждений под детские сады будут переданы здания трех школ — №1702, №1703 и №1704. Таким образом управление образования рассчитывает получить более 600 мест для дошкольников, ожидающих своей очереди на получение места в детском саду».
Что это означает на практике? А на практике это означает следующее: дети, которые обучаются в «Школах здоровья» переводятся в обычные среднеобразовательные школы, где будут лишены специализированной адресной поддержки, которую получали до сих пор. В школе № 1704 обучаются дети с нарушениями органов зрения, в школе №1703 – дети с отягощенным соматическим профилем (имеющие различные хронические заболевания, патологию сердечно-сосудистой системы, дети с врожденным и приобретенным ослабленным иммунитетом и др.). В школе №1702 эффективно выполняется специальная программа по сопровождению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в школе есть собственный бассейн).
До сих пор дети непосредственно в школах имели возможность получать восстановительное лечение, бесплатный массаж, занятия ЛФК, интенсивное наблюдение школьного врача без отрыва от учебного процесса. Даже режим дня был установлен таким образом, чтобы ученики имели возможность дополнительной разрядки: каждый день третий урок – либо физкультура, либо динамическая пауза. Во всех школах применяются здоровьесберегающие технологии, причем не только на уроках, но и в группе продленного дня: в кружках, на занятиях с психологами и логопедами.
После реорганизации, а по сути – ликвидации «школ здоровья» наши дети будут всего этого лишены.
Кроме того, расстояние от школьной доски до парт в начальных школах значительно меньше, чем в средних общеобразовательных. Как будут учиться в больших классах дети с плохим зрением – никого из Зеленоградского УО не волнует.
Начальник УО А.Халева обещает, что «управление образования предпримет все возможное, чтобы те формы и технологии, которые были разработаны за годы работы коллективами этих образовательных учреждений, были сохранены». Однако о каком сохранении форм и технологий может идти речь, если после реорганизации большая часть педагогических коллективов окажется на улице? После реорганизации в новые школы приглашают лишь классных руководителей с целыми классами (параллели 1,2,3 классов). Классные руководители 4-х классов (выпускаемых), а также воспитатели ГПД и все узкие специалисты – преподаватели физкультуры, англ. языка, информатики, логопеды, психологи, библиотекари, тренеры ЛФК, педагоги доп. образования могут устраиваться куда хотят и как хотят...
А ведь во всех школах работают высококвалифицированные специалисты, заслуженные учителя РФ, победители многочисленных конкурсов, в том числе «Учитель года», обладатели премий. Благодаря их заслугам наши детки блистают на окружных и городских конкурсах, а главное – имеют возможность учиться не в ущерб собственному здоровью, а только улучшая его.
И Вы, и премьер-министр, и министр образования много говорят о разумном реформировании системы образования – так, чтобы никто из детей не пострадал.
Вы в своем Послании Федеральному собранию сказали: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников - просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно "кивать" только в их сторону - нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход - минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более, что к перегруженным программам обучения - в обществе тоже много вопросов. Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом." По официальным данным Департамента госполитики в сфере воспитания, более 50% российских школьников имеют проблемы со здоровьем.
В.В.Путин: «Заказчиками в образовании должны быть одновременно и родители, и государство. Именно в таком взаимодействии можно получить хорошую отдачу». Однако, задумав план закрытия «школ здоровья», никто из зеленоградских чиновников не соизволил даже поинтересоваться мнением родителей.
В.В.Путин: «Новая федеральная программа нацелена на повышение качества образования. В каждом регионе будут организованы тренировочные, или, как еще их называют, стажировочные площадки на базе лучших детсадов, школ, вузов. Туда будут направлять и управленцев, и педагогов для учебы. А сами эти учреждения станут получать большее финансирование. Хочешь получить деньги - докажи, что ты лучший.»
Но наши школы уже неоднократно доказывали, что они лучшие – и не только многочисленными победами и наградами. Это - те школы, про которые говорят, что «родители голосуют за них своими ногами». Они востребованы! Так, когда три года назад набирали первые классы в школе 1703 (т.е. нынешних третьеклассников) на 60 мест претендовало больше 200 заявлений!
Почему когда первые лица страны призываются заботится о здоровье школьников и всячески поддерживать лучшие школы, местные чиновники цинично позволяют себе игнорировать данные призывы?
Зеленоградское управление образования само занимает здание бывшего детского сада и совершенно не намерено его освобождать, несмотря на то, что в Зеленограде есть пустые нежилые помещения, находящиеся в собственности города. Также в Зеленограде есть малокомлектные частные школы («Глобус» и «Гармония»), которые занимают здания бывших детских садов. Численность классов в этих школах не превышает 10 человек. Кроме того, в округе есть малокомлектные средние школы, где вместо 550 учащихся учится порядка 300 (например, школа №1050). Если разумно подойти к процессу, наверняка можно найти подходящие помещения для частных малокомплектных школ.
Родители закрываемых школ никоим образом не выступают против необходимости решать проблему дефицита детских садов. Мы решительно против решения проблем одних детей за счет других детей!!! Разве одни дети могут быть хуже других? Убеждены, что проблему дефицита детских садов в Зеленограде можно решить другими путями.
Кроме того, почему-то администрацией УО совершенно не принимается во внимание долгосрочная перспектива: если сейчас остро стоит проблемы нехватки мест в детских садах, то через 6-7 лет так же остро встанет проблема дефицита мест в первых классах окружных школ.
Однако высший цинизм ситуации заключается в том, что руководство Зеленоградского УО фактически заставило директоров закрываемых школ подписать письмо-обращение в Московский Департамент образования о том, что они добровольно просят провести описанную выше «реорганизацию».
В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. ст. 2, 17-19, 33 Конституции РФ и ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.,
УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ:
1) В ощутимо короткий срок организовать с привлечением специалистов различного профиля, в т.ч. и демографов, служебную проверку обоснованности намерения ликвидировать «школы здоровья» (г. Москва, г. Зеленоград), не передавая разрешение данного обращения для рассмотрения заинтересованным в исходе дела лицам.
2) По результатам проверки просим положительно решить вопрос о сохранении деятельности и дальнейшем функционировании «школ здоровья», весьма востребованных с учетом специфики их деятельности.
С уважением и надеждой, родители.
Антон Размахнин <Свободная Пресса>